Головна

Структура / Відділи / Бібліотека ХНТУ / Календар знаменних та пам'ятних дат / 25 октября – 190 лет со дня рождения австрийского композитора И.Штрауса

25 октября – 190 лет со дня рождения австрийского композитора И.Штрауса

Иоганн Штраус-сын (25.10.1825–3.06.1899) – австрийский композитор и дирижер, скрипач, автор многочисленных танцевальных произведений и оперетт. Старший сын Иоганна Штрауса. Отец хотел, чтобы его сын стал коммерсантом, но Штраус решил идти по стопам отца: он тайно обучался игре на скрипке и композиции, а в 6 лет написал первый вальс, впоследствии опубликованный под названием "Первая мысль". Впервые Штраус, организовавший из 15 своих сверстников концертный ансамбль, выступил в одном из венских ресторанов в октябре 1844 г. И вальсы Штрауса, и его исполнение произвели сильное впечатление на венцев, сравнивавших молодого Штрауса с его прославленным отцом. На следующий день одна из венских газет поместила отчет об этом выступлении, где рецензент писал: "Доброй ночи, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!" И.Штраус вошел в историю музыки как "король вальсов", создатель классического венского вальса. Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, тонкая и изящная оркестровка, а главное, неразрывная связь с венской бытовой песенной и танцевальной музыкой – таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса. Среди них приобрели исключительную популярность во всем мире "На прекрасном голубом Дунае " (1867), "Сказки Венского леса" (1868), а также "Жизнь артиста", "Вино, женщина, песня", "Венская кровь", "1001 ночь" и мн. др. Популярны и другие танцы Штрауса – польки, кадрили, галопы. В 1870 г. начался новый период творческой деятельности Штрауса: он обратился к жанру оперетты. Его первая оперетта "Веселые венские женщины" не увидела света, а третья оперетта Штрауса – одно из его самых блестящих произведений "Летучая мышь" – была холодно принята венской публикой. Лишь после сенсационного успеха "Летучей мыши" в других странах эта оперетта, снова поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями. К лучшим образцам венской классической оперетты относится также и "Цыганский барон". Среди других оперетт Штрауса выделяются "Веселая война" и "Ночь в Венеции". "…Благодаря Штраусу, – писал И.Кальман, – оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией". Жизнеутверждающую, оптимистическую музыку Штрауса высоко ценили Р.Вагнер, И.Брамс, Ф.Лист и другие выдающиеся музыканты. Р.Шуман писал: "Две вещи на земле очень трудны: во-первых, добиться славы, во-вторых, ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от Бетховена до Штрауса, каждому в своем роде". Многие мотивы вальсов Штрауса, песен из его оперетт со временем превратились в австрийские народные мелодии.